Архив Фото Расписание Контакты Публикации


Глупых танцоров не бывает. Как ансамбль из Перми завоевал мир

Руководитель одного из лучших хореографических коллективов Перми «Солнечная радуга» рассказал, как танец помогает в образовании и сближает людей.
Танец – это настоящая магия. Он может передать радость и печаль, рассказать увлекательную историю и вызвать самые разные эмоции, перенести в далёкие миры.
Корреспондент «АиФ-Прикамье» поговорил с руководителем пермского танцевального коллектива, который знают не только в России, но и за рубежом, о том, почему юные танцоры чаще всего хорошо учатся и как танец передаёт душу народа.


29 марта исполняется полвека одному из самых известных танцевальных коллективов Перми и Пермского края. Маленький кабинет, который занимают руководители ансамбля «Солнечная радуга» Любовь и Юрий Николаевы, увешан дипломами и заставлен наградами, концертный график плотно заполнен выступлениями. Исполнителей знают и в России, и за пределами страны.

Марина Медведева, «АиФ-Прикамье»: Как коллектив получил такое позитивное название?
Любовь Николаева: Мне рассказывали, что оно родилось, когда первый состав ансамбля впервые отправился на гастроли. Хореограф Игорь Шаповалов, который руководил коллективом, поставил танец «Попкорн» на основе очень популярной и весёлой зарубежной мелодии. Вот и появилось предложение назвать ансамбль «Попкорн». Однако наши предшественники от этой идеи отказались, за что мы им, если честно, благодарны. В результате долгих обсуждений выбрали название «Солнечная радуга».

– Долгие годы ансамбль работает при политехническом университете. Как так получилось, ведь технический вуз и танцы – это довольно необычное сочетание?
– Студенты всегда были очень активными, а в те времена у них была возможность посещать множество кружков: и танцевальные, и театральные, и музыкальные. Эта было очень развито, вне зависимости от направленности вуза. К тому же было негласное соревнование между политехом и другими вузами нашего региона, и созданием танцевального коллектива технический вуз решил усилить свои позиции на творческом поле. В 1969 г. создали танцевальный коллектив и пригласили солиста театра оперы и балета Игоря Шаповалова, который здесь раскрылся как балетмейстер. Он позже рассказывал, что с интересом воплощал свои балетмейстерские идеи, но сначала было очень трудно, так как студенты не имели хореографической подготовки. И всё же он сделала ставку на профессионализм и исполнительское мастерство.
– В ансамбле танцуют только студенты?
– Раньше ребята танцевали и после окончания вузов, но сейчас работодатели не готовы постоянно отпускать сотрудников на выступления. Поэтому танцуют, главным образом, студенты и учащиеся. Но учатся ребята уже не только в политехе. Когда я пришла в «Радугу», мне было 19 лет, я работала с подготовительной группой, и меня поразило, что репетиционный зал полный. Через много лет наступили трудные времена. Когда мне и мужу предложили возглавить коллектив, искать исполнителей стало сложнее. К тому же подготовить подходящего для нас танцора очень трудно. Бывало, что к нам приходили ребята из других ансамблей и не тянули программу. Сложность ещё и в том, что пока взрослых ребят доведёшь до одинакового уровня, одни уже заканчивают вуз, другие выходят замуж и детей рожают. Тут уж не до танцев. Поэтому 25 лет назад мы вместе с мужем при ансамбле создали школу-студию. Сейчас в ней занимаются больше 100 ребят с раннего школьного возраста. Потом они переходят в основной состав ансамбля.

– Вы сказали, что у вас занимаются и школьники. Как занятия танцами влияют на развитие детей?
– У нас даже самые маленькие дети знают – глупых танцоров не бывает. В нашей школе-студии все хорошо учатся. Дети у нас просто изумительные, среди них очень много золотых медалистов, с ними интересно беседовать. Я заметила, что чем больше занят ребёнок, тем лучше он учится. Знаете, сейчас есть такое модное направление «умные движения» – упражнения на развитие координации. Вот в танцах всё это есть, так как исполнители постоянно задействуют и правую, и левую стороны полушария. Очень хорошо, что танцы завоёвывают такую популярность – появилось много разных школ и направлений. И всё же считаю, что детям полезнее посещать большие коллективы, так как занятия по абонементу не так организуют и дисциплинируют. Коллективы же объединены общей идеей, в них есть не только танцы, но и большой элемент воспитания. Мы ставим цель не только подготовить смену, но и сдружить детей, передать им что-то важное. Вот уже 10 лет организуем летний лагерь, где объединяем школу-студию и ансамбль. Ребята там знакомятся и общаются. Таким образом создаём преемственность в нашем коллективе. Здесь дети учатся общаться, договариваться, отстаивать своё мнение, быть уверенным в себе. Это очень помогает в жизни. Кроме того, благодаря выступлению на сцене, ребята не боятся быть лидерами, у них появляется ответственность перед аудиторией. Не все потом связывают жизнь с танцами, но эти времена помнят и ценят. На юбилей к нам приезжают воспитанники со всей страны. Даже самые маленькие воспитанники школы-студии знают наш девиз – глупых танцоров не бывает. Все ребята хорошо учатся. Дети у нас просто изумительные, среди них очень много золотых медалистов, с ними очень интересно беседовать.

– В концертной программе много народных танцев. Времена меняются, трудно ли становится их исполнять?
– Дети у нас с раннего возраста учатся в том числе и народному танцу, так что для них это естественно. Сложнее исполнять танцы других народов, так как можно выучить движения, а душу почувствовать куда труднее. Поэтому, например, для постановки башкирского танца «Медный каблук» мы пригласили балетмейстера из Башкортостана, который в прошлом был солистом ансамбля народного танца им Ф. Гаскарова из Уфы. Мы с мужем в последнее время часто ездим в Дагестан как балетмейстеры и режиссёры. Нас попросили поставить русский танец. И это было очень сложно, так как движения у нас сильно отличаются – в русском танце у мужчин много присядок, у девушек – дробушек (исполнитель выстукивает ритм танца ногами – Ред.). Девочки-дагестанки плакали, так как русскую дробушку трудно сделать, если не привык. Танцуют они прекрасно, но всё же на кавказский манер, хотя всегда благодарят за эту постановку и говорят, что этот номер пользуется огромной популярностью.

– Вы представляли Россию на фольклорной Олимпиаде. Что это за событие?
– Всемирную Фольклориаду проводят один раз в четыре года, и страну всегда представляет всего один коллектив. Министерство культуры РФ предложило нам, и в итоге мы поехали в Мексику. Мы часто участвуем в фестивалях, но это было что-то уникальное. На таких мероприятиях становится ясно, как велик и разнообразен наш мир, как богата и разнообразна его культура. Мексиканские зрители оказались очень благодарными. На наши концерты выстраивались очереди. Нас вообще хорошо принимают во всём мире. Зрители любят русскую музыку и танцы, прекрасно понимают юмор. Наш коллектив дружный и позитивный, поэтому в каждой стране у нас после выступлений остаются друзья. Мы часто участвуем в фестивалях, но это было что-то уникальное. На таких мероприятиях становится ясно, как велик и разнообразен наш мир, как богата и разнообразна его культура.

– Что для вас танец?
– Не представляю без него жизни. В детстве поступала в хореографическое училище. Не поступила, но нашла свой путь в танце. Танец помог создать семью. Со своим мужем познакомилась в «Солнечной радуге» – когда я пришла в ансамбль, он был солистом ансамбля. Сейчас мы вместе работаем. Мне очень нравится ставить танцы и сочинять, воплощать свои идеи. Это очень интересно. И каждый новый танец – это как любимый ребёнок.

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 13 от 27.03.19
Первоисточник >>



614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29
ауд. 401 (балетный класс)
тел./факс +7 (342) 219-82-26
моб. 8-950-455-7619
E-mail: solnechnaya_raduga@rambler.ru