Во Владимире состоялся VIII Всероссийский праздник русского танца на приз народной артистки СССР Татьяны Алексеевны Устиновой.
Праздник отметил свое двадцатилетие (первый праздник русской пляски, тогда областной, был проведен в 1987 году) и в очередной раз показал жюри и зрителям современный уровень русского сценического танца в творчестве любительских ансамблей…
Перед жюри, которое после ухода мастера традиционно возглавляет художественный руководитель Государственного академического хореографического ансамбля «Берёзка» народная артистка СССР Мира Кольцова, стояла очень непростая задача – постараться определить лучшего среди равных, отметить массовость и мастерство, но все же – найти «изюминку» в творчестве коллективов, оригинальные постановки, которые сохраняют подлинный национальный колорит, сочетая его с ритмом и темпом современной «информационно-технологичной» жизни. Это удалось, в наибольшей степени лишь одному коллективу, и именно эта планка не позволила нескольким, казалось бы, достойным ансамблям танца достичь заветного пика победы…
Пермская «Солнечная радуга» прибыла во Владимир впервые, и ее известность как техничного коллектива с широким репертуарным диапазоном, казалось, не таила в себе откровений. И напрасно! Именно здесь, молодой хореограф Любовь Николаева нашла, чем удивить маститое жюри. Все три композиции отличались тем самым своеобразием, там самым сочетанием традиций и современности, которого, совсем немного, но так и не хватило всем предыдущим конкурсантам. Лирическая картинка «Здравствуй, весна», поставленная необыкновенно музыкально, дышала естественностью, с легкостью доказывая, что русские пляски не нуждаются в трюках, если они наполнены внутренним смыслом и содержанием, образностью и поэтикой. Яркими и оригинальными показались «Деревенские посиделки». Начавшись с обычной в таких постановках «лавочки», они с первых же тактов музыки повернули хореографию в сторону от сложившихся штампов, изобиловали множеством находок, блестящими актерскими работами и слаженным ансамблем. Здесь не было наигранного актерского профессионализма, «дежурных» улыбок, криков «ох», «ах», «ой», принятых в сценической практике. Появившаяся из правой верхней кулисы «Проходочка» удивила нечетным количеством пар – участников, обрадовала удивительной органичностью и синхронностью исполнения, естественностью и гармонией. Той же естественностью выгодно отличались и лица исполнителей. Современная «модная» молодежь с упоением чувствовала себя в стихии русского танца, показывая зрителю новую жизнь традиции, органично впитавшую в себя тот самый информационно – технологичный век, который, как нам иногда кажется, губит подлинный национальный фольклор.
Хочется надеяться, что молодые постановщики, получив высочайшую оценку в виде Гран при, продолжат свою работу в верном направлении и порадуют нас новыми находками. Тем более, что в будущем, 2008 году мы будем отмечать 100-летие великого мастера русского танца Татьяны Алексеевны Устиновой!
Т.Пуртова, журнал "Балет" № 4 (146) Июль-Август 2007